понедельник, 26 декабря 2016 г.

«Красный колпак» или «Фригийский колпак» (Bonnet rouge ou Bonnet phrygien)

«Красный колпак» или «Фригийский колпак» (Bonnet rouge ou Bonnet phrygien) – головной убор Французской Революции. Красный колпак как эмблема Свободы происходит от Античных времён – в этом качестве его использовали троянцы, греки и римляне, в 1789 году наравне с «Галльским петухом» (Le coq gaulois), фригийский колпак стал эмблемой Французской Революции, а с 1791 года украшал военные флаги, венчая лекторский пучок. Известный литератор и политик маркиз де Виллет (Charles, Marquis de Villette) (1736-1793) 12 июля 1791 года заявил: «Фригийский колпак – корона свободного и возрождённого француза» (Le bonnet phrygien – la couronne du franсais libre et ramenе а la vie). 20 июня 1792 года парижские санкюлоты ворвались в королевский дворец Тюильри (Tuileries) и заставили Людовика XVIII-го (Louis XVIII) надеть красный колпак, как отличительный знак патриотов; 15 июля 1792 года генерал Келлерман (Francois-Christophe Kellerman) (1735-1820) в лагере Виссембург (Camp de Wissembourg) охарактеризовал фригийский колпак как «священный знак, ношение которого разрешено только после ярких заслуг перед Отечеством» (Le signe sacrе, le port de qui est permis seulement aprеs les mеrites vifs devant la Patrie). Колпак фигурировал на Революционных праздниках, украшая Алтарь Отечества (L,Autel de la Patrie), в Париже (Paris) и других департаментах Франции этот головной убор стал знаком сплочения нации и своеобразным ответом аристократам – конституционные священники даже служили в нём мессу, как Пьер-Анастас Торне (Pierre-Anastase Torne) (1727-1797), епископ Буржа (Bourges). На национальной печати Республики была изображена женщина (Свобода) в красном колпаке, держащая в руках пику (ещё один символ санкюлотов), по предложению Гаррана де Кулона (Jean-Philippe Garran de Coulon) (1748-1816) красный колпак, как символ гражданственности и свободы, не должны были носить каторжники, как было при Старом Режиме (Ancien Regime) (по одной из версий происхождения красного колпака, швейцарские солдаты полка Шатовьё (Regiment de Chateauvieux-suisse), сосланные на галеры и возвращённые милостью Национального собрания (Assemblee nationale), вошли в Париж в красных колпаках каторжников и были с восторгом встречены санкюлотами, принявшими их головные уборы за символ). 6 ноября 1793 года Парижская Коммуна (Commune de Paris) постановила признать фригийский колпак официальным головным убором всех своих членов, а чтобы установить равенство погребений повелела комиссарам Коммуны (в красном колпаке с кокардой) возглавлять траурные процессии. Термидорианская реакция коснулась и красного колпака, но последний просуществовал до времён Консульства, несмотря на остракизм Бонапарта (Napoleon Bonaparte) - при Директории (Directoire) он был изображён на печати Совета Пятисот (Conseil des Cing-Cents), а во времена Конвента (Convention nationale) выбит на всех монетах Республики. 
1794
Louis XVI coiffе du bonnet phrygien
Jean-Paul Marat

Комментариев нет:

Отправить комментарий