понедельник, 15 августа 2011 г.

Совинский (Jozef Longin Sowinski) Юзеф (1777-1831)

Совинский (Jozef Longin Sowinski) Юзеф (1777-1831) – польский бригадный генерал (22 августа 1831 года). Родился 15 марта 1777 года в Варшаве, окончил Кадетский корпус (Szkola Rycerska) и в начале восстания генерала Костюшко (Tadeusz Kosciuszko) в 1794 году вступил в ряды армии Речи Посполитой, отличился при обороне Варшавы, 1 мая 1794 года - подпоручик. После поражения восстания и раздела Польши вышел в отставку и проживал в своём имении, в 1799 году поступил на службу в прусскую армию. В феврале 1811 года вышел в отставку и в том-же году вступил в армию Великого Герцогства Варшавского с чином капитана. Участвовал в Русской кампании 1812 года, в сражении 5 сентября при Можайске получил тяжёлое ранение в ногу, которую пришлось ампутировать, во время отступления Великой Армии (Grande Armee) был захвачен русскими и оставался в плену до 1813 года. После Конгресса в Вене (Wien) возвратился в Польшу и был назначен командующим Варшавского Арсенала, в 1820 году – полковник, директор Прикладной Школы (Szkola Aplikacyjna) Артиллерии и Инженеров. В начале восстания 1830 года – командующий артиллерии Варшавского гарнизона и глава Правительственной военной Комиссии (фактически военного министерства), не был допущен к линейной службе по причине инвалидности, но в июле 1831 года добился назначения командиром 56-го редута западных рубежей столицы в районе Воля (Wola), 22 августа 1831 года произведён Национальным правительством в бригадные генералы. 6 сентября 1831 года лично командовал героической защитой Воли, имея 1 300 человек против 11 русских батальонов - предместье стало одним из самых стойких очагов сопротивления повстанцев и было захвачено войсками фельдмаршала Ивана Фёдоровича Паскевича (1782-1856) после кровопролитного боя, продолжавшегося более суток - в ходе сражения генерал Совинский был заколот штыками в возрасте 54 лет (героическая и жертвенная смерть сделала генерала национальным героем и была увековечена в живописи и литературе). Шевалье Почётного Легиона, награждён Орденом Воинской Доблести (Virtuti Militari) и прусским орденом «За заслуги» (Pour le Merite). В 1922 году художник Коссак (Wojciech Kossak) выставил полотно «Совинский на редутах Воли» (Sowinski na szancach Woli) (Музей Войска Польского в Варшаве), а поэт Словацкий (Jukiusz Slowacki) увековечил его подвиг в поэме «Совинский в окопах Воли» (Sowinski w okopach Woli):

В старой храмине на Воле
Генерал Совинский, старец
С деревянною ногою,
Бьется с недругами саблей;
Вкруг него лежат солдаты,
Командиры батальонов,
И разбитые лафеты,
Пушки, ружья; все погибло.

Генерал не хочет сдаться,
Не сдается, бьется старый.
К алтарю он прислонился,
Опирается он локтем
На покров, куда при мессе
Ксендз кладет дары святые,
Слева, возле возвышенья,
Где Евангелье читают.

Прискакали адъютанты
От Паскевича и молят:
«Генерал, отдайте саблю,
Погибать за зря не стоит».
Словно пред отцом родимым,
Упадают на колени:
«Генерал, отдайте саблю,
Сам фельдмаршал ее примет».

«Господа, я вам не сдамся, -
Отвечает он спокойно, -
И фельдмаршалу не сдамся.
Не отдам я эту саблю,
Пусть хоть царь придёт за нею».
Так и молвит: «Этой саблей
До конца я буду биться,
Пока сердце не умолкнет.

Если-б не осталось в мире
Даже имени поляка,
Все равно бы я сражался
За любимую отчизну,
И за пращуров могилы
Здесь погиб бы я… в окопах,
До последнего дыханья
Саблей с недругом сражаясь,

Чтобы помнил этот город,
Чтобы польские младенцы,
Что лежат сегодня в люльках,
Слыша, как гранаты рвутся,
Вспоминали бы, подросши,
Как погиб военачальник
С деревянною ногою.

Когда я ходил, бывало,
Вслед смеялись молодые,
Глядя, как я ковыляю,
Как я, старый, спотыкаюсь.
Что-ж, пускай посмотрят нынче,
Хорошо ль мне служит эта –
деревяшка, как до бога
Я дойду не спотыкаясь.

Адъютанты, вертопрахи,
Те здоровыми ногами
Себе славно послужили,
Когда надобность настала,
Так что я, хромец убогий,
В алтаре сражаться должен,
Ибо смерти не искать мне,
Лучше здесь ее дождаться.

Вы не стойте на коленях,
Разве я святой угодник –
Просто я поляк достойный
И за жизнь свою сражаюсь;
Никакой я не угодник
И сражаться буду насмерть,
А кого смогу – прикончу,
Кровь отдам я, но не саблю…»

Так сказал Совинский,
Старец с деревянною ногою,
Саблею, как фехтовальщик,
От штыков обороняясь;
И тогда солдат пехотный
В грудь ударил генерала,
Что сражался, опираясь
На алтарные покровы.
В июне 1860 года в Варшаве во время похорон вдовы генерала Совинского, куда собрались массы горожан разных социальных слоёв, пастор назвал умершую «вдовой полковника», после чего толпа громогласно и единодушно поправила его: «генерала». После похорон состоялось шествие к месту гибели Совинского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий